Post Icon

Развитие ребенка от 0 до 1 года

Первый месяц (период новорожденности)

Период новорожденности, или неонатальный, начинается с момента рождения малыша и продолжается первые 28 дней его жизни. Роды — это сильный стресс для ребенка, ему необходимо приспособиться к новому для него окружающему миру. В первые минуты и дни его жизни происходит подстройка систем и органов к новым условиям существования. Адаптация крохи идет благополучно, если мама находится рядом с ним.

На первом месяце жизни в развитии малыша можно заметить несколько значительных изменений — это появление сосредоточения, условных рефлексов. Ребенок начинает понимать, что вокруг него есть другие люди. Также в первый месяц жизни он впервые улыбается. Первая улыбка говорит о его готовности к общению с близкими людьми.


Помните, что вашему малышу необходимо общение. Постарайтесь окружить его теплом и заботой. Не бойтесь избаловать ребенка, тем, что он много времени проводит у вас на руках. Чем больше малыш будет ощущать вашу заботу — тем спокойнее и увереннее он будет себя чувствовать. В первый месяц, а также на протяжении всего первого года жизни происходит закладка основы гармонично развивающейся личности ребенка – привязанность к близкому человеку (маме) – а на ее фоне – чувство безопасности, активная позиция к внешнему миру и самому себе.

Когда ребенок бодрствует, постарайтесь выкладывать его в разные позы — на животе, на спине или на боку. Находясь в разных положениях, ваш кроха быстрее научится шевелить ручками и ножками.

Упражнения с новорожденным могут быть направлены на развитие зрения, способности сосредотачиваться на ярких предметах и на негромком звуке. Первыми игрушками вашего крохи могут быть погремушки, мобили и развивающие коврики.

Малышей в этом возрасте больше всего привлекают контрастные цвета, особенно — сочетание черного с белым. Для развития зрения используйте черно-белые игрушки или ткань в черно-белых тонах.

Для развития слуха поиграйте с ребенком погремушкой, потанцуйте с малышом на руках под музыку. Погремите погремушкой справа и слева от малыша. Сначала тихо, а затем погромче. Через некоторое время ребенок осознает, что звук  идет откуда-то извне и станет искать глазами источник звука.

Для развития осязания крохи положите в его ладошку свой палец — он сожмет его.

К возрасту 1 месяца ребенок уже может:

- двигать ручками и ножками, увидев взрослого;
- продолжительное время смотреть на лица окружающих;
- различать цвета — красный, желтый, черный и белый, контрастные линии;
- различать интонацию голоса взрослого;
- узнавать голос, запах, прикосновения мамы;
- сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете и наблюдать за ним при его перемещении;
- лежа на животе, пытается поднять и удержать голову.
 


Второй месяц

В этот период ребенок продолжает развиваться быстрыми темпами. Длительный сон и обильное питание — те самые источники энергии, которые позволяют малышу на этом этапе развиваться невероятными темпами.

Малыш уже может поднимать голову и держать ее некоторое время. В положении лежа на животе кроха приподнимает голову и грудь и на некоторое время удерживает их так. Теперь ребенок уже умеет до 30 секунд фиксировать взгляд на неподвижном, интересном ему объекте, а также наблюдать за перемещающимися предметами. Развивается слух малыша. Если погреметь погремушкой недалеко от него, то ребенок повернет голову на звук. Малыш уже умеет широко улыбаться в ответ на ласковую речь взрослого.

Важными для развития малыша 2-ого месяца жизни являются окружающие его звуки. Один из самых любимых звуков для ребенка — это голос мамы. Давайте послушать крохе классические музыкальные произведения. При этом нужно избегать громких, тревожных произведений, так как они могут возбуждающе воздействовать на состояние малыша. Выбирайте для прослушивания произведения Моцарта, Вивальди, Штрауса.

Ребенок  начинает сосредотачивать взгляд на предметах. Можно развивать эту способность при помощи яркой игрушки, удерживая ее на расстоянии около 50 см от малыша. Медленно передвигайте игрушку сначала в одну сторону, затем в другую, а также вверх-вниз. С помощью такой игры малыш тренируется удерживать свой взгляд.

На втором месяце жизни ребенок обычно уже может недолго держать головку в вертикальном положении и в положении лежа на животе. Он сосредотачивает взгляд на лице взрослого, улыбается при виде улыбки взрослого, некоторые дети уже начинают гулить.

Можно заниматься с ребенком плаванием в большой ванне. Раннее плавание пойдет на пользу малышам, особенно возбудимым, с повышенным мышечным тонусом. При этом нужно помнить, что температура воды и особенности проведения упражнений зависят от особенностей вашего ребенка, поэтому начинать занятия рекомендуется только после получения рекомендаций педиатра.

К возрасту 2 месяца ребенок может:

- широко улыбаться в ответ на голос или улыбающееся лицо взрослого;
- сосредотачивать и удерживать взгляд на движущемся и неподвижном предмете;
- поворачивать головку к предмету, издающему звук, искать его глазами;
- при общении с ним у малыша появляется так называемый «комплекс оживления»;
- в положении лежа на животе держать голову некоторое время;
- гулить;
- поворачиваться с бока на спинку.

Третий месяц

В этот период укрепляется опорно–двигательный аппарат малыша. Происходит совершенствование ЦНС. Кости ребенка пока довольно хрупкие, поэтому постарайтесь быть осторожнее в обращении с ним. Так, слишком тугое пеленание или неверная посадка ребенка могут деформировать кости. К концу третьего месяца у малыша проходит повышенный тонус мышц. Ребенок уже может совершать несколько осознанных движений, он становится более подвижен. В этом возрасте малыш уже может разжимать кулачки, расправляя пальчики. Ребенок способен захватить игрушку и потянуть ее к себе. На руках у взрослого, находясь в вертикальном положении малыш хорошо держит голову. Он может поворачивать голову в разные стороны. Малыш рассматривает свои ручки, подносит их к лицу. Также он уже может распрямлять свои пальчики.

В этом возрасте (в том случае если нет противопоказаний врача) можно заниматься гимнастикой до 10 минут ежедневно, каждое упражнение можно повторять 3-4 раза.  Наблюдайте за эмоциями малыша. Важно, чтобы гимнастика нравилась ребенку. Если вы заметили, что малыш стал сопротивляться, то лучше приостановить занятия.

Если ваш малыш уже избавился от повышенного тонуса ручек и ножек, помогите ему узнать свои части тела. Покажите сначала на себе где находятся нос, рот, глаза. А затем, называя их по порядку, дотроньтесь до личика ребенка.

В этом возрасте малышу уже можно читать сказки, он будет с интересом их слушать и разглядывать яркие картинки.

Ребенок будет очень рад, если вы потанцуете вместе с ним, кружась под легкую, приятную музыку. Можно также привлекать малыша, когда вы делаете зарядку. Для вас он будет «утяжелителем»,  а ребенку будут полезны ваши движения и сердечный ритм, которые будут передаваться ему, и его мышцы также будут работать.

Попробуйте поиграть с малышом в прятки. Накройтесь платком и спросите: «Где мама?» Если ребенок пока не может самостоятельно «найти» вас, помогите ему, откройте платок сами. Можно также поиграть накинув платок на кроху. И спросить: «Где Миша? Куда он спрятался?» Затем скинуть платок:  «Вот он!»

К возрасту 3 месяца малыш уже может:

- узнавать лица своих родителей, смеяться при разговоре с ними;
- хныкать и протестовать;
- гулить при разговоре со взрослым;
- трогать ручками подвешенные игрушки;
- брать игрушку рукой и тянуть в рот;
- приподнимать голову в положении лежа на животе и опираться на предплечья;
- перевернуться со спины на бочок;
- упираться ногами в твердую поверхность, если малыша держат под мышки;
- держать голову и поворачивать ее;
- определять источник звука и света.

Четвертый месяц

На четвертом месяце Ваш малыш улыбается или плачет уже осмысленно. Теперь всякое действие имеет свой эмоциональный подтекст.

В этот период происходит быстрое развитие мозга, поэтому малыш всё больше интересуется окружающим миром. Теперь ребенок способен чувствовать страх, разочарование, любопытство и радость. Для нормального умственного развития малыша очень важна эмоциональная связь с родителями.

Малыш уже ассоциирует Вас с заботой и хорошим настроением, поэтому, увидев Вас, он начинает улыбаться. Также он может лепетать, когда Вы с ним разговариваете.

В этом возрасте ребенок учится переворачиваться со спины на живот и с живота на спину. Чтобы помочь малышу освоить переворот со спины на живот, согните правую ножку малыша, заведите ее за выпрямленную левую ногу. Малыш не будет долго оставаться в таком скрученном положении и сам сделает попытку перевернуться.

Продолжайте разговаривать с ребенком, это очень важно. Рассказывайте ему, что происходит вокруг, читайте стихи и сказки. Можно даже устроить небольшое представление, используя имеющиеся у Вас игрушки. Читайте малышу с выражением, стараясь передать эмоции, ему это понравится.

К возрасту 4 месяца малыш уже может:

- поворачиваться с животика на спинку и наоборот;
- долго держать голову;
- держать предметы большим и указательным пальцами;
- перемещаться в кроватке с помощью плавательных движений;
- агукать и лепетать в присутствии знакомых людей;
- смотреть на свое отображение в зеркале, улыбаться ему;
- во время кормления может играть с грудью или бутылочкой, поддерживая ее ручкой.


Пятый месяц

На пятом месяце жизни начинают вводить прикорм. Прикорм для детей с недостаточным весом признаками анемии или рахита, а также для малышей, находящихся на искусственном  вскармливании, вводят в начале пятого месяца. Если же малыш хорошо развивается, прибавляет в весе и находится на грудном вскармливании, начало введения прикорма можно отложить до конца пятого — начала шестого месяца.

На пятом месяце ребенок уже может продолжительное время лежать на животе, уверенно опираясь на предплечья и хорошо удерживая голову. Малыш заинтересованно рассматривает игрушки, лежащие рядом, и пытается тянуться ручкой к игрушке. В этом возрасте малыш подолгу занимается игрушками. Он может передавать погремушку из одной ручки в другую, долго удерживает игрушку в руках.

На пятом месяце заметно возрастает потребность малыша в общении со взрослыми. Во время переодевания, купания, прогулки разговаривайте с малышом, проговаривая свои действия, называйте окружающие предметы. Это полезно для развития речи ребенка.

Незнакомые люди теперь настораживают вашего малыша. Не беспокойтесь, это нормально на данном этапе развития. Рассказывайте малышу, кто пришел в гости. А новому знакомому не нужно брать малыша на руки до того, как ребенок не удостоверится в «безопасности» чужого человека, сидя у мамы на руках.

К концу пятого месяца у ребенка развивается хватание, ему нужно схватить и притянуть к себе интересующую его вещь. Также малыш уже учится сознательно разжимать ручку, выбрасывая игрушку, которую он держал.

К возрасту 5 месяцев малыш уже может:

- гулить и лепетать;
- брать, ощупывать, держать, бросать игрушки;
- различать знакомых и незнакомых людей;
- играть с погремушками самостоятельно на протяжении нескольких минут;
- в положении на животе опираться на ладошки выпрямленных рук;
- подтягиваться за пальцы взрослого, пытаясь сесть.



  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS